УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Напоминаем, что вы обязаны осуществлять контроль за поведением своего ребенка во время летних каникул. Основная ответственность за обеспечение безопасности жизни ребенка ложится на Вас.
С началом каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоёмов, на игровых и спортивных площадках, во дворах. Этому способствует погода, поездки и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное — отсутствие постоянного контроля со стороны взрослых.
Объясните ребёнку, что в летние дни движение транспортных средств на дорогах интенсивное: в сухую солнечную погоду водители ведут свой транспорт быстрее. В сумеречное время водителям сложно реагировать на внезапно появляющихся на дороге детей.
Регулярно напоминайте детям о самых главных правилах безопасного поведения на дороге:
Если нет светофора, переходить доpoгу на перекрёстке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось. Переходя дорогу, всегда смотрим сначала — налево, а дойдя до середины дороги — направо.
Переходить улицу в городе можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход». Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.
Ходить по тротуару только с правой стороны. Если нет тротуapa, идти нужно по левому краю дороги, навстречу движущимся машинам.
В вечернее время суток нужно быть осторожным и внимательным во время движения по дороге при отсутствии тротуара. Важно использовать на одежде ребёнка фликеры – светоотражающие маячки.
В общественном транспорте быть внимательными и осторожными при посадке и выходе на остановках. Нельзя в общественном транспорте высовываться из окна, выставлять руки или какие-либо предметы.
Нельзя играть на проезжей части дороги. При использовании роликовых коньков, скейтбордов и самокатов, помнить, что проезжая часть не предназначена для их использования, кататься по тротуару, на специальных площадках.
Не допускайте вождения несовершеннолетними скутеров, мопедов, мотоциклов, автомобилей. Если Вы купили ребенку велосипед (мопед, скутер, мотоцикл), сначала выучите вместе правила дорожного движения и научитесь кататься на закрытой площадке, получите водительские права (после 16 лет) для управления мопедом, скутером, мотоциклом и необходимые документы на механическое транспортное средство.
На велосипеде детям можно кататься в пешеходных и жилых зонах, на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. Помните! Детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на дороге. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями для движения пешеходов.
При перевозке детей до 12 лет в автомобилях обязательно используйте специальные детские удерживающие устройства, значительно снижающие риск травмирования и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.
Знание и соблюдение Правил дорожного движения — гарантия безопасности вашей жизни и жизни вашего ребёнка.
Особого внимания со стороны взрослых требует отдых детей у водоемов. Причины гибели детей на воде известны: незнание правил поведения, несоблюдение мер безопасности при купании, отсутствие навыков плавания и недостаточный контроль со стороны взрослых за их поведением. Будьте внимательны к своим и чужим детям. В наших силах сохранить самое ценное – жизнь ребенка!
Обращаем ваше внимание на советы, как уберечь ребенка от несчастных случаев на воде:
— не отпускайте несовершеннолетних детей на водные объекты одних без присмотра;
— не поручайте своим старшим детям, в особенности несовершеннолетним, присмотр на воде за младшими детьми;
— не показывайте негативный пример, купаясь в местах, где купание ЗАПРЕЩЕНО!;
— выучите с детьми наизусть телефоны экстренных служб спасения, куда дети могут позвонить, если вас не окажется рядом;
— объясните детям, что сотовый телефон, в первую очередь, предназначен для обеспечения связи с родителями и вызова экстренной помощи;
— главная их задача, если они видят тонущего человека, – не растеряться, а очень быстро и громко позвать на помощь взрослых, набрать номер службы спасения.
Родители, помните:
— ребенок в семье не должен быть предоставлен, самому себе;
— сделайте ваше окно безопасным;
— в темное время суток ваш ребенок должен быть дома. С 23.00 до 06.00 детям в возрасте до 16 лет запрещено находиться на улице без сопровождения взрослых;
— если ваш ребенок поздно возвращается, постарайтесь встретить его, при отсутствии такой возможности, попросите об этом друзей, соседей, родственников (тех, кому Вы доверяете). Убедитесь, что ребенок действительно пришел домой;
— если Вы не знаете местонахождения своего ребенка, он не отвечает на телефонные звонки, незамедлительно обращайтесь в органы внутренних дел, не занимайтесь поисками самостоятельно;
— не давайте ребенку крупные суммы денег, дорогие телефоны, аудио-, видео- и фототехнику.
Доведите до сведения Ваших детей следующую информацию:
1) Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми и пускать их в дом. Не реагировать на знаки внимания и приказы незнакомца. Не брать ничего у малознакомых или незнакомых людей. Никуда не ходить и не садиться в чужой транспорт к незнакомому человеку.
2) Всегда сообщать родителям, куда идёшь гулять.
3) Не гулять на улице до темноты. Не уходить далеко от дома. Обходить незнакомые компании и пьяных людей.
4) Не играть в тёмных местах, в подвалах, на крышах, чердаках, в оврагах, на свалках, стройплощадках, пустырях и в заброшенных зданиях, рядом с железной дорогой.
5) Избегать безлюдных мест, оврагов, пустырей, подвалов, чердаков, заброшенных домов и помещений; не заходить в темные дворы, передвигаться по возможности знакомым маршрутом, по освещенной улице или там, где есть много людей.
6) Находясь дома, быть внимательным при обращении с острыми, режущими, колющими предметами и электронагревательными приборами; не играть со спичками, зажигалками, не забывать выключать электрические приборы из сети и не оставлять их без присмотра. Помнить, что утечка газа – частая причина отравлений, нужно быть внимательным, когда пользуешься газовыми приборами.
7) При походе в природу не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.
8) Не дразнить и не гладить беспризорных собак и других животных.
9) Напоминайте детям правила поведения при обнаружении брошенного пакета, сумки, коробки, в которых, возможно, находится взрывное устройство.
10) Нельзя хвастаться материальным благополучием семьи перед новыми друзьями или знакомыми. Нельзя приводить в дом новых друзей и знакомых без разрешения родителей и в их отсутствие.
11) Детям нельзя пользоваться предметами бытовой химии, без взрослых принимать лекарственные препараты.
12) Вредны для здоровья длительные просмотры телевизионных программ, многочасовые игры за компьютером.
13) Не заходить на незнакомые сайты в Интернете, не отвечать на предложения от незнакомых людей в соцсетях; если кто-то через сайты пытается назойливо искать дружбу, напрашивается в гости или приглашает встретиться, рассказать об этом родителям или другим взрослым, кому ребенок доверяет. Никуда не выходить, не предупредив их.
14) Категорически отказываться попробовать курительные смеси, алкоголь, наркотики; что-либо нюхать, пить, жевать. Если не получается просто отказаться, то сослаться на якобы имеющееся заболевание, при котором указанные действия могут привести к необратимым последствиям.
Напоминайте детям правила поведения в общественных местах:
Неприлично на улице громко разговаривать, кричать, смеяться.
Нельзя сорить на улице: грызть семечки, бросать бумажки, конфетные обёртки, огрызки от фруктов и т.д.
В общественных местах быть вежливым и внимательным к младшим детям и к взрослым, соблюдать нормы морали и этики. Во время посещения кинотеатра, мероприятий не надо шуметь, бегать, затевать игры.
Уважаемые родители,
используйте возможности общения с детьми и старайтесь быть с ними как можно больше времени, старайтесь организовать активный и познавательный отдых совместно с ними.
Дети – самое дорогое, что у нас есть!
Родители, запомните наши рекомендации, поделитесь этой информацией с другими родителями, своими совершеннолетними детьми и друзьями!
Знайте, что беду легче предотвратить!
Памятки для родителей
по обеспечению безопасности детей в летний период.
Летом, с началом каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках, в саду, во дворах. Этому способствует погода, летние поездки и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное отсутствие должного контроля со стороны взрослых. Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и живыми надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха .
Дорожно-транспортные происшествия.
Это самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы ДТП - самые тяжелые. Личный опыт, на который опирается ребенок, никогда не скажет ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/час – 15 метров. Особенности детской психики – фиксация внимания на одном предмете (другие ребенок уже не видит) – увеличивают его незащищенность. Отпуская ребенка на улицу, надо подготовить его к взаимоотношениям с городом, но при этом следует понимать, что вся наука сойдет на нет в ту минуту, когда мама сама переведет его через дорогу на красный свет.
Если Вы купили ребенку велосипед (мопед, скутер), сначала выучите вместе правила дорожного движения и научитесь кататься на закрытой площадке. На дорогах общего пользования разрешено движение на велосипеде только с 14 лет, на мопеде и скутере (объем двигателя не более 50 куб. см. с максимальной скоростью не более 50 км/ч) – с 16 лет!
При перевозке детей до 12 лет в автомобилях обязательно используйте специальные детские удерживающие устройства, значительно снижающие риск травмирования и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (для детей младшего школьного возраста допускается использование ремней безопасности со специальным адаптером).
Безопасность на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от родителей или опекунов детей, и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать.
«Если ребенок поглощен игрой или поставил себе какую-то цель, то вряд ли что-нибудь сможет остановить его. Поэтому необходимо, чтобы Ваш ребенок знал несколько простых правил, чтобы быть осторожным во дворе и на дороге».
• Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.
• Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.
• Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.
• Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
• Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.
• Учите ребенка оценивать скорость и направление движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
• Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
• Составьте для ребенка “Маршрутный лист” от дома до школы. Помните, необходимо выбрать не самый короткий, а самый безопасный путь. Несколько раз пройдите этот маршрут вместе с сыном или дочерью, убедитесь, что ребенок твердо усвоил этот путь.
Основные правила безопасного поведения на воде.
Обязательное соблюдение всех правил поведения на воде (в купальный сезон) - залог сохранения здоровья и спасения жизни многих людей!
В разгаре лето, школьные каникулы. Дети отдыхают, играют, купаются, загорают, придумывают различные забавы, находясь на водоемах. Надо помнить, что на воде, как и с огнем, шутки плохи. Но далеко не всегда мы сознаем, сколь опасна водная среда для человека. Поэтому, находясь у воды, никогда нельзя забывать о собственной безопасности. Более того, надо быть готовым помочь другому.
Чтобы избежать беды, детям необходимо строго соблюдать ряд простых правил поведения на воде.
• научить плавать (это главное;
• если ребенок плохо плавает - не доверяться надувным матрасам и кругам;
• паника - основная причина трагедий на воде, никогда не поддаваться панике;
• когда ребенок купается, поблизости должны быть люди;
• не заходить на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо;
• не ныряй в незнакомых местах;
• не заплывай за буйки;
• нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;
• не устраивай в воде игр, связанных с захватами;
• не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;
• если ты решил покататься на лодке, выучи основные правила безопасного поведения в этом случае;
• необходимо уметь правильно управлять своими возможностями.
Противопожарная безопасность.
Пожары причиняют людям большие несчастья. Чтобы избежать этого, нужно строго соблюдать правила пожарной безопасности.
Одна из причин возникновения пожаров – детская шалость, неумелое обращение с огнем и огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В среднем ежегодно происходит до 5 тыс. пожаров, в огне гибнет около 250 человек. По причине детской шалости с огнем происходит до 150 пожаров. В огне погибает от 15 до 20 детей.
Почему это происходит? Ответ прост – в недостаточном обучении наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновение пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.
Порой, лозунги и плакаты не дают желаемых результатов, а родители в свою очередь практически не уделяют внимание обучению детей элементарным правилам пожарной безопасности и разъяснению им об опасности и последствиях пожара. Но хуже того, часто сами подают пример небрежного обращения с огнем, а также оставляют детей без присмотра наедине со спичками.
Оградите своих детей от злоумышленников.
Дети - самая уязвимая группа населения. Они становятся объектом различных преступлений в силу своей беспомощности, доверчивости, физической слабости, да и просто незнания жизни. В последние время в СМИ проходит много информации о преступлениях связанных с насилием детей. Предупреждать детей об опасности - обязанность родителей. Помогите своим маленьким детям запомнить своё имя и фамилию, название улицы, где они живут, номер школы, в которой учатся. Объясните ребенку: если он потерялся, то не должен пугаться и плакать. Прежде всего - нужно осмотреться вокруг и обратиться за помощью к людям. В магазине - лучше обратиться к кассиру или продавцу, в метро - к контролеру или милиционеру. Постоянно объясняйте своим детям, что нельзя пускать в дом незнакомых людей, кем бы они ни представились. Дети должны запомнить, что никто и никогда не может прийти в дом от вашего имени с просьбой отдать какую-то вещь или деньги, попроситься на ночлег и т.п.
Внушайте своим детям четыре «не»:
- не ходи никуда с незнакомыми людьми, как бы они не уговаривали и что бы интересное и вкусное не предлагали;
- не садись в машину с незнакомыми;
- не играй на улице с наступлением темноты, не заигрывайся во дворе при возвращении из школы;
- не открывай дверь незнакомым людям.
Напоминайте подросткам, особенно девушкам, о необходимости соблюдать следующие правила:
- уходя из дома, всегда сообщать куда идут и как с ними можно связаться в случае необходимости;
- сообщать по телефону, когда они возвращаются домой;
- не входить в кабину лифта с незнакомыми мужчинами;
- избегать случайных знакомств, приглашения в незнакомые компании.
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Уважаемые родители!
Помните: оставляя ребенка на несколько минут, вы можете потерять его навсегда!
И после этого главным судьей будет ваша совесть.
Статья 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности»:
ч. 2 Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии, и лишенного принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь, и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до 2-х лет;
ч. 3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.
ПАМЯТКА
по профилактике детского травматизма
Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Во всем мире от травм и несчастных случаев погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний, практически каждый 5-ый ребенок. Из них около 70% - мальчики, 20% - дети до года, 40% детей погибает с 10 до 17 часов дня, когда они предоставлены сами себе. Еще страшнее, когда ребенок погибает или травмируется находясь рядом со взрослым. И как бывает больно и обидно, когда Вы знаете, что трагедия могла быть предотвращена!
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА:
• недостаточный контроль за ребенком;
• отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, не огражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
• несоблюдение правил безопасного поведения на улице, на игровых площадках, в быту и т.д.
Для того, чтобы не случилось беды, необходимо соблюдать простые правила безопасной среды обитания
на кухне:
• все химические средства для чистки, мойки, кислоты и щелочи, уксус, сода, спички и др. убрать из поля зрения ребенка, сделать недоступными;
• при кипячении, варке ни в коем случае не оставлять ребенка одного на кухне, не ставить на край стола посуду с горячим содержанием;
в ванной комнате:
• все химические средства для уборки, чистки, мойки сделать недоступными для ребенка;
в жилой комнате:
• не ставить близко к окну стулья, кресла, диваны;
• не оставлять открытыми окна, если ребенок пытается открывать их сам использовать ручки с замками;
• крупногабаритные предметы (телевизор, компьютер и т.п.) должны быть хорошо закреплены для исключения опрокидывания;
• на всех электрических розетках должны стоять заглушки, все электроприборы должны быть недоступны для детей;
• отопительные приборы (батареи) необходимо закрыть экранами;
• все предметы из стекла, мелкие предметы поднять на недосягаемую высоту.
Для безопасного пребывания на улице одежда ребенка должна содержать светоотражающие элементы.
ПОМНИТЕ!
Культура поведения закладывается в семье.
Вы – пример для подражания для своих детей!
БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ!
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
2. Разработка превентивных или предупредительных мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются: Угроза жизни; Возможность нанесения ущерба здоровью; Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их.
Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).
Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, сели; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление. Излучения, холод и др. Говоря о природных опасностях, следует отметить роль антропогенного влияния на их проявления. Многочисленные факторы нарушения равновесия в природной среде связаны с деятельностью человека. В результате вырубок леса возрастает активность солей, увеличивается паводковый расход. Соблюдение природного равновесия является важнейшим профилактическим фактором сокращения опасных явлений. Между природными опасностями существует взаимная связь. Одно явление может послужить причиной, пусковым механизмом последующих. По имеющимся данным, число опасных явлений на земле почти не растет, но человеческие жертвы и материальный ущерб увеличиваются. Ежегодная вероятность гибели жителя нашей планеты от природных опасностей примерно составляет один человек на каждые сто тысяч жителей. Как утверждают зоологи и охотники, нет правил поведения. Которые бы гарантировали человеку абсолютную безопасность, но есть меры предосторожности, которых следует придерживаться. Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и неточна. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% насильников – люди моложе 21 года и лишь немногим более 10 % - старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% - отцы, братья и другие родственники, а 45% - друзья, соседи, учителя. Малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя нелюбимыми. Они являются легкой мишенью. Преступники нацелены на кажущихся беззащитными. Печальными, одинокими и недовольными собой детьми. Специалисты в области виктимологии (науке о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, чтобы завоевать доверие и расположение ребенка. Ведь, по сути, они, прежде всего психологи, которые знают, что нужно детям, и предлагают им то, что они хотят получить. Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: “Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал...”, “Пойдем, покажу тебе на чердаке котят”, “Хочешь, я тебя прокачу” и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь. Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Существуют разные ситуации, в которые ребенок попадает наиболее часто. Вот некоторые из них:
1. «Ребёнок и другие люди». Знакомые, незнакомые, сверстники, старшие приятели на улице, дома и в детском саду. Ребёнку необходимо научиться оценивать ситуации с точки зрения «опасно - неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.
2. Ребенок и природа. Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? Какие ситуации, могут нести потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), экология и загрязнения окружающей среды. Детей надо научить бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.
3. Ребенок дома. Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. Взрослым необходимо воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в обращении с бытовыми приборами.
4. Здоровье ребенка. Оберегать и приумножать здоровье ребёнка. Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Дети должны узнать об организме человека, ценности здорового образа жизни, о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в дошкольном возрасте.
5. Эмоциональное благополучие ребенка. Эмоциональная «безопасность» и защита от психического травматизма - благоприятная атмосфера должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование, правилам «безопасного» поведения. Необходимо помочь ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.
6. Ребенок на улице. Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (трамвай, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, дети должны познакомиться с основными правилами дорожного движения для водителей, пешеходов, велосипедистов. Обязательно надо научить ребенка, что делать, если он потерялся. Взрослые должны формировать у детей представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений, а также воспитывать ответственности за свои поступки. Ребёнок должен овладеть способностью, быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
О Правилах Дорожного Движения. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге", она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть, переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом. Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому, что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет. Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому, что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет. Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ КАК ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ
• Научите их никогда не разговаривать с незнакомцами, если Вас не рядом.
• Научите их никогда и НИКОМУ не открывать двери, если дома нет взрослых.
• Научите их никогда не давать по телефону информацию о себе и своей семье или говорить что они дома одни.
• Научите их никогда и НИ К КОМУ не садиться в машину, если у вас с ребенком об этом не было предварительной договоренности.
• Научите их, с раннего возраста, что они имеют право сказать "НЕТ" ЛЮБОМУ взрослому.
• Научите их, что они всегда должны сообщать вам куда идут, когда собираются вернуться и звонить по телефону, если неожиданно их планы поменяются.
• Научите их, если они почувствовали опасность, убегать так быстро, как только могут.
• Научите их избегать пустынных мест.
• Установите границы окрестностей, в которых они могут гулять.
• Помните, что жесткое соблюдение "комендантского часа" (времени возвращения ребенка домой) - один из самых эффективных способов уберечься от опасностей, которым подвергаются дети поздно вечером.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЕТОМ
Объясните ребенку, что нельзя:
идти гулять, не предупредив взрослых;
уходить от своего дома, двора;
играть на пустырях, возле заброшенных домов, строек, сараев, в подвалах и на чердаках;
входить в лифт с незнакомыми людьми;
брать угощения, подарки от незнакомых людей;
подбирать на улице (в подъезде) шприцы, бутылочки из-под лекарств и т.д.;
лазать по деревьям, заборам;
трогать бездомных кошек, собак и любых других животных или птиц;
идти со старшими ребятами, которые хотят втянуть в опасную игру (например: пойти играть в лес, разжечь костер, поиграть на стройке и т.д.).
Нужно научить ребенка твердо говорить «нет», если ему что-то не нравится или смущает.
Безопасность при катании на роликах и велосипеде
Не разрешайте ребенку выходить на улицу с самокатом, велосипедом, роликами без сопровождения взрослых.
Ребенок должен знать, что кататься нужно только по тротуарам с ровной поверхностью.
Обязательно наденьте ему наколенники, налокотни ки, шлем.
Объясните, что крутой склон, неровности на дороге, проезжающий транспорт – все это представляет серьезную опасность.
Научите ребенка останавливаться у опасных мест: выездов машин из дворов, автостоянок, арок.
Безопасность при путешествии на личном транспорте
Отправляясь на личном транспорте путешествовать, необходимо позаботиться о безопасности – заблокировать двери внутри салона.
Не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения.
При остановке в незнакомом месте следите за тем, чтобы ребенок не выходил из машины раньше вас.
Усаживайте ребенка в правую заднюю часть сиденья.
Используйте специальное детское автокресло. Ребенок обязательно должен быть пристегнут ремнями безопасности.
В летнюю жару ни в коем случае не оставляйте ребенка даже на несколько минут в салоне автомобиля.
Безопасность при отдыхе на природе
Помните, что разводить костры необходимо только в специально отведенных местах! Попросите ребенка помочь вам собрать дрова для разведения костра. Объясняйте и комментируйте все свои действия. Окопайте место для костра и обложите его камнями. Разводите костер возле водоема или поставьте рядом емкость с водой (песком), чтобы при необхо- димости можно было быстро потушить пламя. Если для жарки шашлыков используете мангал, следите за тем, чтобы дети не играли рядом и случайно не опрокинули его. Объясните ребенку, что нельзя поджигать палки и размахивать ими, так как можно устроить пожар. Уезжая с места отдыха, вместе с ребенком залейте костер водой и засыпьте землей.
Правила безопасного поведения во время грозы
Объясните ребенку, что гроза – опасное природное явление.
Расскажите, что во время грозы нужно укрыться в помещении, закрыть окна и отойти в глубь комнаты, выключить электроприборы и мобильный телефон.
На улице нужно обязательно прекратить подвижные игры, ни в коем случае не прятаться под одиноко стоящим деревом.
Расскажите ребенку, что если нет возможности зайти в помещение, то можно спрятаться в овраге, канаве, яме (постелить что-нибудь на землю (куртку, рюкзак) и присесть (ступни поставить вместе, опустить голову, руками обхватить колени).
Правила безопасного поведения на детских игровых площадках
Объясните ребенку, что нельзя кататься на неисправных качелях, горках. Ребенок должен знать, что если он упал с качелей, нельзя сразу вставать, чтобы не получить удар по голове. Расскажите ребенку, что нельзя кататься стоя на ногах, спрыгивать, подходить близко, если катаются другие дети, раскачивать пустые качели. Объясните ребенку, что прежде чем съехать с горки, он должен убедиться, что предыдущий ребенок встал на ноги и отошел в сторону. Объясните ребенку, что все сооружения на детской площадке сделаны из железа или другого прочного материала, а, соответственно, если не соблюдать правила безопасности, можно получить серьезную травму.
Правила безопасного поведения с животными
Объясните ребенку, что без взрослых нельзя подходить к домашним животным (коровам, лошадям, козам), так как они могут его травмировать, укусить. Объясните ребенку, что с собаками, особенно чужими, нужно быть осторожным. Расскажите, что не стоит подходить к собаке, когда у нее маленькие щенки или когда она кушает (собака будет защищаться и укусит). Ребенок должен знать, что бездомные животные могут быть переносчиками опасного для человека заболевания – бешенства. Объясните ребенку, что нельзя дразнить собаку и убегать от нее. Незнакомую собаку можно просто обойти стороной. Расскажите ребенку, что если собака нападает, можно дать ей команду «фу», «лежать», бросить что-нибудь съестное. Если животное укусило ребенка, он должен обязательно об этом сказать взрослым (нужно обработать рану перекисью, а кожу вокруг раны – йодом, наложить стерильную повязку и незамедлительно обратиться к врачу).
Чтобы не «словить» клеща:
отправляясь с ребенком в лес за грибами и ягодами, обязательно обработайте открытые участки тела репеллентом от клещей;
одежду для себя и ребенка выбирайте светлых тонов – так легче обнаружить клещей;
манжеты рукавов должны прилегать к руке, а ворот рубашки иметь плотную застежку. Обязательно наденьте головной убор;
брюки заправьте в носки. На ноги лучше всего надеть резиновые сапоги;
если клещ присосался к телу, сразу обратитесь к врачу.
Правила безопасного поведения на водоеме (реке, озере)
Если вы отдыхаете вместе с ребенком: обратите внимание, что дно водоема должно быть чистым и неглубоким, без коряг, водорослей и ила;
проверьте, нет ли на берегу битого стекла, острых камней и других опасных предметов;
располагайтесь с ребенком в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей;
наденьте на ребенка головной убор; не допускайте ситуаций, когда ребенок находится возле водоемов (река, озеро) один;
наблюдайте за ребенком, когда он играет на берегу, не выпускайте его из вида;
входите в воду с ребенком постепенно, резкое погружение может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги;
не позволяйте ребенку нырять с ограждений или берега;
пресекайте шалости детей на воде; не допускайте переохлаждения ребенка, чередуйте игры на берегу с купанием.
Если вы не можете быть рядом с ребенком на водоеме, договоритесь с родными (близкими, знакомыми, соседями), чтобы они присмотрели за ним во время купания.
Объясните ребенку, что его безопасность зависит от него, поэтому он должен быть осторожным и соблюдать правила поведения на воде; предупредите, что плавать можно только в специально оборудованных местах, недалеко от берега;
объясните ребенку, что не стоит хвастаться перед друзьями умением плавать и устраивать соревнования;
объясните ребенку, что нельзя плавать на досках, надувных матрасах, автомобильных камерах и иных предметах;
расскажите об опасности игр на воде: нельзя хватать за ноги, «топить», подавать ложные сигналы о помощи; расскажите ребенку, что если кто-то тонет, нужно вызывать спасателей
Безопасность в деревне (на даче)
В деревне или на даче ребенок должен находиться под присмотром, ведь в сельской местности немало опасных ситуаций. Уберите ядовитые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, спички, зажигалки в недоступные для ребенка места. Расскажите ребенку, к каким растениям нельзя притрагиваться, пробовать на вкус (борщевик, бузина, волчье лыко, пижма, белена и др.). Дети любят лазать по деревьям, поэтому избавьтесь от сухих, хрупких веток в саду, чтобы ребенок не получил травму. Храните садовые инструменты в закрытых помещениях. Не оставляйте ребенка одного возле домашнего бассейна, искусственного водоема, открытых колодцев. Ограничьте доступ ребенку на чердаки и в сараи. Объясните ребенку, что прежде чем кушать ягоды. фрукты, овощи, нужно их тщательно помыть. Не отпускайте ребенка одного гулять в лес или в неизвестную местность. Ни в коем случае не отпускайте ребенка гулять в песчаный карьер (котлованы). Объясните, что нельзя спускаться на дно карьера, выкапывать в нем траншеи и лазы, так как песок может обвалиться.
Оградите ребенку доступ ко всем видам открытого огня.
Не допускайте его к кухонной плите, когда на ней готовится пища. Закройте розетки в доме заглушками, горячие батареи – решеткой или полотенцем. Моющие, чистящие средства, стиральные порошки, лекарства, мелкие предметы (бусины, пуговицы, монетки, батарейки для пульта и т.п.), опасные вещества, острые предметы, спички и зажигалки храните в недоступных для детей местах. Во время купания не оставляйте ребенка одного. Поставьте на окна в квартире специальные фиксаторы створок, следите за тем, чтобы у ребенка не было возможности взобраться на открытое окно (даже если на нем стоит москитная сетка). Не разрешайте самостоятельно пользоваться отопи- тельным оборудованием (котлами, печами, каминами). Объясните, в каких ситуациях нужно обращаться за помощью в экстренные службы (101, 112), научите, как правильно вызывать спасателей. Напишите на листе бумаги номера, по которым он может обратиться за помощью, и прикрепите его возле телефона.
Безопасность в доме (квартире)
Правила безопасного хранения легковоспламеняющихся жидкостей (далее – ЛВЖ)
Объясните своему ребенку, что нельзя заходить в помещения (гараж, сарай и т.д.), где хранятся ЛВЖ.
Расскажите об опасности ЛВЖ (их пары токсичны и могут вспыхнуть от малейшей искры).
Ребенок должен знать, что ЛВЖ очень сильно и неприятно пахнут.
Предупредите, чтобы ребенок ни в коем случае не пользовался ЛВЖ (заправлять скутер, разводить лакокрасочные изделия и т.д. должны только взрослые).
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка не было доступа в помещение, где хранятся ЛВЖ.
Первая помощь при термических ожогах
Если ребенок получил ожог, охладите обожженную поверхность снегом, льдом из холодильника, холодной водой.
Обожженное место обработайте слабым раствором марганцовки и обрызгайте аэрозолем.
Если ожог более серьезный, вплоть до волдырей, вызовите скорую помощь, временно прикрыв повреж- денное место стерильным бинтом.
Если искра повредила ребенку глаз: промойте его проточной водой, прикройте стерильной повязкой и отвезите ребенка в травмопункт или вызовите скорую.
1.Выбежать на улицу;
2.Позвонить по телефону 101 или 112 и вызвать спасателей;
3.Сообщить, что горит и свой адрес.
Если при пожаре выйти из помещения невозможно, необходимо: вызвать спасателей по телефону 101 или 112;
закрыть окна, заткнуть зазоры под дверью мокрыми тряпками;
рот и нос прикрыть влажной тканью;
если есть возможность, выйти на балкон и плотно прикрыть за собой дверь;
если балкона нет, дожидаться помощи возле окна, подавая сигналы спасателям куском яркой материи.
Храните спички, зажигалки в недоступных для детей местах. И самое главное – не оставляйте детей без присмотра.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР?
При чрезвычайной ситуации звоните 101 или 112
Конечно, невозможно предусмотреть все и полностью обезопасить ребенка. Но проговорить опасные ситуации, объяснить, почему они могут произойти, – обязанность родителей. Ребенок копирует поведение родителей, поэтому будьте для него хорошим примером. Запретить ребенку познавать мир невозможно, задача родителей – подстраховать его, научить, предупредить возможную трагедию, быть рядом и даже на шаг впереди.
Счастливого и безопасного отдыха Вам и Вашим детям!
раскрыть » / « свернуть